
К примеру, известный модельный дом Кристиан Диор решило создать новый аромат для показа своей весенней коллекции. Это агентство обращается к самым известным парфюмерам, их еще называют "носами", которые будут выполнять любой каприз заказчика. Например, заказчик хочет, чтобы его новые духи на начальной нотке пахли весной, на средней - ветром, а на конечной - морским бризом. На создание аромата у парфюмеров уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. На минуточку, стоимость одного часа работы парфюмера составляет примерно 20 тыс. долларов.
Параллельно с этим агентство обращается к известному дизайнеру, который будет разрабатывать дизайн флакончика для духов и дизайн коробочки.
Надо еще придумать название. Это тоже очень ответственное и дорогостоящее удовольствие. Ведь название духов должно одинаково красиво звучать на всех языках.
Ну, вот, наконец, аромат создан по всем требованиям заказчика, который очень доволен своим творением. Показ моделей прошел на "Ура!". Реклама по телевидению тоже сделала свое дело. Люди ХОТЯТ этот аромат. Тогда Кристиан Диор берет формулу своих духов и обращается на один из парфюмерных заводов, например, на Технико-Флор или IFF. Он, Кристиан Диор, как любой нормальный человек, вложив кучу средств на создание флакона духов в единичном экземпляре, теперь все это хочет окупить. Фабрика создает ему его духи вагонными нормами. Точно также и коробочка с флакончиком делается на обычном заводе уже в больших количествах.
Цена французских духов составляет примерно:
10-20%- стоимость самих духов
10-90% - дизайн флакона
30-50%- имя кутюрье
30-50% - реклама
50-100% - накладные расходы (транспортные, аренда, посреднические фирмы и т.д.)
Таким образом, 10-20%- стоимость самих духов и 80-90%- другие расходы и в том числе имя кутюрье для которого создается аромат, будь то Кристиан Диор или Кензо, Лаура Биаджиотти или Кельвин Клайн, Жан Поль Готье или Давидофф.
Духи создают из сырья, которое классифицируется на четыре категории:
1. Сырье класса люкс - сырье, которое идет на изготовление духов высшего качества. Духи на заказ, духи для звезд, актеров, знаменитостей. Компоненты только натуральные, флаконы только ручной сборки. Выпускаются в штучном количестве 1-10 флаконов, не больше. Такие духи просто нереально купить.
2. Сырье класса А - сырье, которое идет на изготовление духов, которые продаются в бутиках. Сырье натуральное, но некоторые компоненты, которые нельзя добыть в природе (н-р, экстракт арбузной корочки, виноградной лозы или масло макового цветка) заменяют синтетические, дорогие компоненты.
3. Сырье класса В - сырье, которое идет на изготовление шампуней, гелей для душа, а также на изготовление дорогих подделок.
4. Сырье класса С - сырье, которое идет на производство, так называемой "черной косметики", т.е. на изготовление мыла, порошков, чистящих и моющих средств, а также дешевые подделки.
Из этого мы видим, что категория духов класса "А" - это натуральные эфирные масла, закрепители, композиция, созданная, разлитая и упакованная на фабрике - это оригинал.
Вернемся к последующему пути духов.
В дальнейшем Кензо или Диор продают лицензию парфюмерным фабрикам, чаще всего в Арабские Эмираты, так как там фабрики создают ароматы синтетические, путем химического синтеза, так называемые альдегидные композиции, которые создаются из нефтепродуктов. Это духи класса "Б" - лицензионные парфюмы. Цена их значительно ниже, хотя аромат идентичен оригиналу в доминирующей ноте, но того богатства, раскрытия всей гаммы композиции, что звучит в оригинале, конечно же нет. К тому же, они, нередко, являются аллергенами, так как все искусственное, чаще всего, не воспринимается организмом человека.
Есть мнение, что на нашем рынке продаются только лицензионные парфюмы (это в лучшем случае), к тому же цены на них очень завышены. Настоящие французские духи можно купить в Европе или в фирменных бутиках, и стоить они будут довольно дорого.
Ароматы и запахи

Запах свежескошенного сена под окном, аромат свежей сдобы, благоухание цветочного букета – счастливый дом всегда наполнен ласкающими обоняние арматами. Они
приносят ощущение тепла и уюта, помогают расслабиться и отвлечься от суеты. А коллекции ароматов для дома от известных косметических марок ещё и представлены
в виде великолепных аксессуаров, которые станут настоящими украшениями вашего дома.
Наполнять помещения приятными ароматами человечество начало задолго до того, как были придуманы обычные духи. Ароматным дымом привлекали в дома добрых духов и отпугивали злых, в религиозных святилищах ароматы внушали благоговение и очищали душу, с их помощью приносили подношения богам. Ароматизации добивались путем сжигания пахучих веществ – ладана, мирры, сандалового дерева, амбры и других.
Сейчас наполнить дом благоуханием стало гораздо проще и приятнее. Популярные косметические бренды выпускают целые коллекции ароматов для дома. Ароматические свечи, масла, эссенции, палочки, разнообразные сашэ, спреи для дома, вода для глажения белья, ароматная бумага, изделия из пахучих сортов дерева, ароматизированные янтарные кубики – выбор формы огромен, как и выбор ароматов.
Теперь по вашему желанию у вас в доме может воцариться атмосфера Востока с его сладкими ароматами ванили и пряностей или повеять свежестью тропического зеленого леса. Вы можете создать в доме атмосферу гармонии и реаксации или наполнить его настроением веселого праздника. Кроме того, некоторые марки выпускают в виде интерьерных ароматов свои знаменитые духи, чтобы наслаждаться любимыми ароматами во всем доме.
Ароматы для дома помогут избавиться от посторонних запахов и табачного дыма, поднимут настроение и подарят покой. Они украсят любой интерьер и придадут вашему дому неповторимую, присущую только ему, индивидуальность.
Наверное, оно все же к лучшему, что сами женщины решают сегодня, какой именно запах точнее передает их суть, полнее и глубже отражает их внутренний мир. И это не игра слов. В своей работе над "Sotto Voce" Лауры Бьяджотти, София Гройсман в буквальном установила живую связь с женщинами всего мира. Пробные флаконы еще не завершенной композиции рассылались по всем континентам и буквально по ходу дела в нее вносились коррективы. И все же подобный опыт пока лишь редкое исключение. Шанталь Рооз сетует, сейчас, как впрочем и раньше, слишком много своекорыстных людей, одержимых идеей быстрого обогащения, стремится в парфюмерный бизнес, наводняя рынок многочисленными, но абсолютно нежизнеспособными поделками. Разумеется, не каждый обладает профессиональным обонянием, чтобы безошибочно отделить зерно от плевел. Оттого одна из первых некоммерческих просветительских организаций, созданная самими парфюмерами, сделавшая своей целью распространение культуры использования парфюмерной продукции - "Fragrance Foundation" (или "FiFi") была создана в США почти пол века назад шестью крупнейшими домами - "Elizabeth Arden", "Coty", "Guerlain", "Helena Rubinstein", "Chanel" и "Parfums Weil".

Прежде всего, специалисты "FiFi" обращают внимание потребителя на то, что каждому из нас присущ свой собственный и неповторимый запах. Или, лучше сказать, кожа каждого из нас имеет специфический запах. Причем, он зависит не только от ее типа, вернее степени жирности, но и от того, как человек питается, в каком эмоциональном состоянии находится, в каких экологических и социальных условиях живет.
Кожа блондинов и брюнетов совершенно по-разному "отражает" запахи нанесенных на нее парфюмерных составов. Чем бледнее на вид кожа, тем, как правило, она суше и тем быстрее ароматические вещества испаряются с ее поверхности. Брюнеты обычно располагают средней по тональности и более жирной кожей, лучше удерживающей и дольше сохраняющей запахи. К тому же на это свойство кожи существенным образом влияют и самые различные внешние факторы. Например, атмосферные условия. В сухую и холодную погоду запахи приглушены. Летом, в жаркую и влажную погоду запахи существенно усиливаются. Даже положение местности, где вы находитесь, относительно уровня моря влияет на запахоотражающие свойства кожи. Высоко в горах запахи выветриваются быстрее и "слышны" горазды меньше, чем на равнине. Существенным образом изменяет собственный запах человеческой кожи и, как следствие, нанесенного на нее парфюма, и потребляемые продукты питания. Вся жирная, острая пища придает вашей коже более звучный запах. Еще более на свойства вашей кожи могут повлиять принимаемые лекарственные препараты, витамины и прочие фармакологические вещества.
Помимо чисто физиологических моментов при выборе парфюма для себя или в подарок нельзя не учитывать и темперамент человека. Так спортивной женщине ближе "по духу" свежие цитрусовые и зеленые композиции, в которых сконцентрированы чистые, звонкие ноты лимона, апельсина, лайма или энергичные, звучные аккорды аромата свежескошенной травы.
Женщинам прагматического склада, прочно стоящим на земле, как нельзя лучше показаны древесно-мускусные композиции - ароматы сандалового и красного дерева, кедра и других бальзамических древесных пород в сочетании с характерным запахом дубового мха (мускуса).
Томным особам, которые, напротив, не прочь повитать в эмпиреях лучше обратить внимание на исполненные чувственной неги восточные ароматы, изысканные сочетания экзотических цветов, трав и отдушек.
Независимым индивидуалисткам по душе придутся пряные чувственные ароматы корицы, имбиря. Утонченно-женственным натурам следует использовать духи на основе одиночных цветочных ароматов лилии, розы, жасмина или сирени.
Деловым, динамичным женщинам подойдут сверкающие ультрасовременные фантазийные составы. При этом не стоит замыкаться в однообразии парфюмерных продуктов. Ведь помимо духов, туалетных вод и одеколонов существуют великое множество самых разнообразных носителей запаха, таких, как ароматизированное туалетное мыло, пена для ванны, гель для душа, смягчающие кремы и лосьоны для тела, отдушки для одежды и прочая, прочая, прочая.
Не менее тщательно и продуманно следует подбирать парфюмерные изделия и мужчинам. Спортивным и динамичным более всего подойдут свежие цитрусовые композиции с ароматами лимона, лайма, мандарина или апельсина.
Прагматикам к лицу мускусные составы с нотами дубового мха и герани. Мужчинам-романтикам лучше выбрать пряные композиции, в которых ноты клав и корицы сочетаются с тимьяном, перцем. Поборникам вечных мужских ценностей можно порекомендовать классические лесные композиции на основе ветивера в сочетании с ароматами розового и сандалового дерева.
Активным и деятельным мужчинам как нельзя лучше соответствует характерный, сладковато-горький аромат выделанной кожи.
С образом делового мужчины хорошо сочетается аромат сухого табачного листа, дополненный терпкими мускусными нотами.
Крайним индивидуалистам стоит попробовать шипровые композиции с верхними цитрусовыми и нижними мускусными нотами.
И не забывайте, что в мужской парфюмерии помимо одеколона и туалетной воды ныне существует гели для душа и пены для ванны, гели и пены для бритья, кремы и лосьоны после бритья, средства по уходу за телом, парфюмированный тальк, дезодорант и мыло, разнообразные подарочные наборы и даже духи. Выбор подходящего аромата для себя дело пусть и хлопотное, но гораздо более определенное, чем выбор духов, туалетной воды или иного средства для другого, пусть и очень близкого человека. В этом деле следует принимать в расчет не только темперамент и характер человека, но и тип ваших с ним взаимоотношений, поскольку различные запахи заключают в себе и различный эмоциональный посыл. Так при выборе духов для своей жены или возлюбленной мужчине следует предпочесть аромат, исполненный недвусмысленного чувственного порыва. Это должен быть запах с сильным эротическим потенциалом. Для этой цели лучше всего подходят восточные ароматы, смеси экзотических цветов, трав и отдушек. При этом желательно дарить запах самой высокой концентрации и стойкости, то есть духи.
Подарок матери должен нести в себе недвусмысленный романтический заряд. Следует предпочесть изысканную цветочную композицию с базовыми мускусными или ветиверными нотами. Желательно, чтобы это была туалетная вода.
Для дочери следует выбрать цветочную монокомпозицию, Например, одеколон с запахом розы, фиалки или сирени.
Отцу можно презентовать лосьон после бриться с терпким ароматом, сухие, мускусно-бальзамические ноты которого напоминают запах обработанного табака.
А сын наверняка порадуется лосьону после бриться с запахом хорошо выдубленной кожи.
Если парфюмерный продукт выбирает женщина, то для мужа или близкого друга ей следует также выбрать самый чувственный аромат. Пусть это будет туалетная вода с пряными нотами корицы, имбиря, лаванды или клавса. Отцу можно подарить парфюмированное туалетное мыло с лесным запахом свежесрубленной древесины и подсушенных летним солнцем корней. Для сына стоит выбрать дорожный набор, состоящий из туалетной воды, лосьона после бритья, дезодоранта и мыла в бодрящей цитрусовой гамме с острым и чистый запах лимона, бергамота, лайма или мандарина и флердоранжа. А для подарка матери неплохо выбрать свежий зеленый аромат.
При покупке или подборе новых духов никогда не пробуйте более трех композиций кряду. Уже после третьей новинки ваше обоняние "устанет" и перестанет правильно реагировать на все нюансы композиции. Ни в коем случае пользуйтесь бумажками. Ни с картона, ни с крышки флакона вы никогда не сможете почувствовать истинного запаха духов. Разумнее всего нанести несколько капель незнакомых духов на запястье, подождать некоторое время, пока кожа примет новый аромат и только после этого послушать его звучание в вашем исполнении. В идеале должно пройти не менее 10 минут. Если вы непременно хотите попробовать еще один запах, воспользуйтесь запястьем другой руки и на этом остановитесь. Лучше придите в другой раз, чтобы не ошибиться и не разочароваться в своем приобретении. И ни в коем случае не покупайте духов лишь потому, что они понравились вам на ком-то. То что выигрышно прозвучало на вашей подруге или коллеге по работе может на вашей коже сфальшивить.
И уж совсем особого внимания и тщательности требует выбор духов для случаев чрезвычайных, например, для свадебного торжества. Событие это настолько серьезно и ответственно, что не стоит превращать его в лабораторию. Лучше, если для этого дня вы остановите свой выбор на ваших любимых, хорошо проверенных вами духах. Если же вас преследует желание непременно начать новую жизнь, а старые запахи пробуждают ненужные, бередящие душу воспоминания, то постарайтесь определиться с вашим выбором по крайней мере за месяц до торжества. При этом вовсе не обязательно брать с собой подругу. Как говаривала одна модистка из воспоминаний Льва Шейнина, "я много лет работаю в шляпном магазине. Не было случая, чтобы женщина пришла примерять новую шляпку без подруги. И не было случая, чтобы та дала правильный совет." Доверьтесь только собственным ощущениям, а вполне определившись по сути, не поскупитесь приобрести всю существующую гамму парфюмерных средств с выбранным ароматом - от пены для ванны и крема для всего тела, до пудры и духов, которые, как водится, наносятся на тело в местах биения пульса. Особый шарм вам помогут придать маленькие хитрости. Обязательно нанесите духи на ладони и, в подражание королеве Елизавете, обработайте ими ваши перчатки. Таким образом с того самого момента, как ваш избранник возьмет вас за руку, ведя к свадебному алтарю и до финального вальса свадебного торжества, все самые незабываемые впечатления будут навсегда связаны с этим запахом и с вами. Если ваш свадебный наряд включает фату, обязательно обработайте и ее. Пусть ваш любимый аромат окружает вас подобно чувственному облаку. Это, кстати говоря, своеобразное исключение из правил. Вообще же, ни на меха, ни на ткани не следует наносить духи или туалетную воду. Запах останется надолго, а вы наверняка пользуетесь не одними единственными духами. И непременно попросите вашу свидетельницу подобрать себе однотипный запах. Духи не должны быть идентичным, но им непременно следует быть из одной, будь то восточная, пряная, цветочная или цитрусовая парфюмерная группа. Гармония и еще раз гармония во всем!
При всей силе своего воздействия и при всей своей сложности, парфюмерные продукты создания хрупкие и деликатные. Прежде всего оберегайте свои любимые духи, как от чрезмерного тепла, так и от чересчур низких температур. Резкие перепады температуры могут легко нарушить естественный баланс композиции и духи необратимо изменят свой запах. Не любят они и яркого света. Однажды вскрытый флакон не стоит прятать на потом. Книги созданы для чтения, а духи для того, чтобы ими пользовались. Со временем они могут просто выдохнуться или изменить свой аромат. Храните свои парфюмерные сокровища в прохладном, темном месте и по возможности в футляре.
С наступлением жарких дней следует особенно вдумчиво и осторожно пользоваться парфюмерными продуктами. Летом флаконы с туалетной водой или одеколоном, в отличие от духов, можно хранить в холодильнике, не допуская, тем не менее чрезмерного их охлаждения. Зато при использовании слегка охлажденного одеколона или туалетной воды вы получите жарким летним утром или вечером ни с чем не сравнимое удовольствие.
Оставаясь долгое время на открытом солнце, например на пляже, наносите парфюм только на те участки кожи, которые будут скрыты от солнца. При активном отдыхе или занятиях спортом используйте по возможности легкие и свежие парфюмерные композиции, например, цветочные или цитрусовые. Они придадут вам ощущение свежести. Помните, чем выше температура тела, тем сильнее кожа "излучает" нанесенный на нее парфюм. При стирке своего белья не поскупитесь сбрызнуть воду для ополаскивания любимым одеколоном или туалетной водой, а при глажении белья и подошву утюга. Таким образом вы обеспечите себе дополнительное ощущение комфорта и чистоты. Утром, принимая ванную или душ, используйте парфюмированное мыло, пену, ароматические соли и прочие парфюмерные препараты. После водных процедур не забудьте смягчить кожу увлажняющим лосьоном, кремом или парфюмированным тальком. И только после этого нанесите на все тело туалетную воду. Довершит картину капля любимых духов в местах биения пульса - за ушными раковинами, у основания шеи, на висках, на тыльной стороне запястья, на внутреннем сгибе коленей и локтей. Духи можно наносить и волосы, но лишь при условии, что они чисто вымыты. В течение дня запах необходимо подновлять каждые 3-4 часа. Ни один из парфюмерных продуктов не рассчитан на бесконечное звучание.
Если вы отдыхаете в горах, помните, что условия высокогорья духи становятся менее стойкими, их запах ослабевает и применять их следует чаще. Чем выше температура воздуха, тем более легкие и светлые ароматы следует использовать. Во влажном, жарком воздухе ароматы распространяются быстрее, причем тяжелые запахи становятся еще более тяжелыми. Поэтому на экзотическом тропическом курорте предпочтительнее использовать легкие цитрусовые, пряные и цветочные композиции. Любите духи, получайте от них максимум удовольствия, радуйте ими возлюбленных, родственников и друзей и все же не делайте из парфюмерии культа!
История парфюмерии

Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней.
Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.
Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Каков их путь через века? Как появляются они на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его "своим" и неповторимым? И как найти этот "свой" аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах...
Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции.
История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.
Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, "приподнять" над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали в древности, когда ароматы служили культовым целям. Жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей. Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.
Необходимо было дождаться XII века и расширения торговых отношении, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов способствует этому. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.
Вторая половина XIV века является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой "Воды королевы Венгрии", на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.
XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVD веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.
Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.
В 1608 году во Флоренции, в монастыре Сайта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский.
В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон. (Император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).
Затем в XIX веке Жан Герлен ("Guerlain"), Франсуа Коти ("Coty") и Эрнест Дальтроф ("Caron") - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.
Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком ("Chanel №5").
Духи же продолжают эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил " Сhуprе " (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём: "революцию" в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в "Chanel №5". Количество новых духов резко возросло.
В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.
На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин.
В 70-е годы пришла мода на коллекции "pret-a-porter". Так возникла новая парфюмерия "pret-a-porter de lux", не потерявшая высокого качества и изысканности "haute couture", но ставшая более доступной.
80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, "амбровые" ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" ("Living-Flower Technology") позволяет теперь "собирать" запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.
Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются легкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы.
С тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих "прародителей" и заняла достойное место среди других искусств.
Арабы с древних времен были причастны к искусству парфюмерии. Именно они привозили в Европу разнообразные душистые вещества с островов Цейлон, Суматра и с Малаккского полуострова. Это были корица, сандал, камфора, герань, ладанник, цибет и другие. Египет, Сирия, Вавилония, Индия и другие страны были производителями ряда благовонных продуктов (мускуса, амбры, мирры, шафрана, алоэ, розовой воды и других).
Но на первый план в производстве ароматов они вышли после падения Древнего Рима, когда распространению парфюмерии в Европе помешало христианство, которое объявило духи предметом бесполезным и противоречащим истинной вере, отрицавшей все излишества. Напротив, на Востоке арабы продолжали развивать искусство изготовления благовоний. Они торговали ароматными цветами и пряностями, изобрели перегонный куб и улучшили технику дистилляции. Они возродили к жизни колбу и змеевик. Благодаря этой древней технике был заново открыт способ получения спирта, без которого нельзя представить современную парфюмерию.
Ислам не запрещал, а даже поддерживал распространение парфюмерии. По преданиям, пророк Магомет говорил, что больше всего на свете любит «женщин, детей и духи». При строительстве многих мусульманских храмов в известковый раствор добавлялся мускус, чтобы раскаленные солнцем камни испускали дурманящий и окутывающий аромат. Кроме того, у арабов существовал ритуал, по которому раз в неделю необходимо было окуривать свое жилище, чтобы изгнать оттуда дьявола.
Большое значение на Востоке уделялось запахам как средству пробуждения чувственности. Наложниц подолгу омывали в ваннах с лабданумом или миррой, чтобы их кожа источала волшебный аромат. В мусульманском раю мужчин ожидали прекрасные женщины с пахнущими мускусом телами, которые готовы были исполнить любое их желание. Индийские и арабские трактаты о любви дают подробные руководства, как с помощью запахов «разжечь огонь любви».
На Востоке запах был символом приближения человека к Богу. Считалось, что ароматный дым поднимается вверх и связывает земной мир людей с незримым миром бога. Запах являлся также символом преодоления благодаря своей способности проникать даже за закрытые двери. Именно поэтому ароматы всегда участвовали в ритуалах рождения, смерти, свадьбы, посвящения в воины…
Арабские духи обладали теплым и насыщенным ароматом. Излюбленными ингредиентами были амбра, мускус, нероли, пачули, ладан, сандал, бадьян, мирра и другие.
Чтобы приобщиться к искусству парфюмерии Древнего Востока сегодня, можно попробовать один из восточных ароматов. Конечно, они сильно изменились с тех времен: появились новые ингредиенты, другие, наоборот, перестали использовать, потому что они оказались вредными для человека. Но все равно неизменными ингредиентами восточных (ориентальных) парфюмов являются те самые специи, которые везли в Европу по Великому шелковому пути.
В заключение необходимо отметить, что именно благодаря арабским странам, куда в средние века регулярно отправлялись крестовые походы, Европа заново открыла для себя парфюмерию.